Да простят нас скальперы, но те, кто торгует по принципу «the trend is your friend» всегда показывают более стабильные результаты, независимо от типа рынка, актива, размера депозита и объема торгового опыта. Даже если учесть, что рынок пребывает в направленном движении примерно 30% торгового времени, количество ошибок в трендовых сделках значительно меньше, а доходность каждой сделки выше: в тренде цена движется наиболее активно. Итак …
Что такое тренд и как в него попасть
Напомним: мы с вами зарабатываем на движении цены, так что правильно оценить вероятность, куда именно она «пойдет» − обязательное условие для каждой сделки. Нужно понимать, что нам выгоднее: покупать, продавать или «сидеть на заборе».
Трендом или тенденцией (англ. trend) принято называть устойчивое движение цены в определенном направлении – рост или падение – по отношению к предыдущим периодам. Современная трактовка предлагает считать трендом направленное движение цены между двумя противоположными точками (фигурами) разворота. На каждом трендовом участке наблюдается зигзагообразная (волновая) динамика из импульсов и откатов, соотношение которых собственно и показывает направление тренда.
Предполагается, что любой тренд продолжается до фактического обратного разворота цены, то есть, чтобы быть в тренде, нужно четко определить его границы.
Основные типы тренда
Принято выделять:
- Up-trend: если длина участка роста (основная волна) больше участка снижения (коррекция), то тренд считается восходящим (бычьим) и рекомендуются сделки на покупку. Визуально это выглядит как серия минимумов, каждый из которых выше предыдущего. Линия, построенная на min, образует линию поддержки для восходящей тенденции – цена от нее отбивается и продолжает рост.
- Down-trend: если участок падения длиннее участка роста, то тренд будет нисходящим (медвежьим) и сделки на продажу будут выгоднее. На графике виден ряд последовательных снижающихся максимумов. Линия сопротивления для нисходящей тенденции предполагает, что цена от нее отбивается и продолжает снижаться.
- Flat: если длина импульсной и коррекционной волн примерно одинакова, то на рынке боковое движение (консолидация). Рекомендуется тактика «вне рынка», хотя при достаточной ширине ценового канала допускаются краткосрочные сделки в обе стороны.
В период флэта:
- верхняя зона − сопротивление для бычьего тренда и поддержка для нисходящего;
- нижняя зона – поддержка для растущего тренда и сопротивление в период снижения цены.
Для построения трендовых линий принято использовать цены Open-Close или High-Low. Построенная линия тренда обычно копируется параллельно для получения трендового канала.
Можно строить линии тренда по противоположным экстремальным точкам: восходящий − по последовательно повышающимся max, а нисходящий − по снижающимся min. Но на наш взгляд, такая схема менее надежна при определении реального пробоя тренда, особенно, для сильно волатильных активов.
Фазы тренда: где выгоднее торговать
Согласно теории баланса спрос/предложение, на любом рынке всегда присутствуют три временных тренда: первичный (глобальный или долгосрочный), вторичный (промежуточный или среднесрочный) и малый (быстрый или краткосрочный). Эта рыночная структура имеет несколько фаз развития.
- Начало тренда (консолидация или накопление)
Явного движения нет (флэт), идет накопление торгового интереса с обеих сторон рынка и рынок готовится к пробою критических зон. Именно отсюда наиболее выгодно стартовать, но определить направление движения крайне сложно. Обычно на этом этапе ставят отложенные ордера по обе стороны флэта в надежде поймать пробой, хотя можно торговать на отбой от границ диапазона.
- Явный тренд
В какой-то момент крупный капитал включаются в новое направление, возникает торговый ажиотаж. Рынок смещается в сторону бόльших объемов (продавцы или покупатели) и новые сделки массово присоединяются к новому направлению. Обратный разворот маловероятен, поэтому открываем и держим сделки по тренду. Торговый интерес постепенно насыщается и динамика цены замедляется.
- Завершение тренда (обратная консолидация или распределение)
Маркетмейкеры фиксируют позиции, объем в текущем направлении снижается прибыль, растет вероятность обратного разворота, опоздавшие «вскочить в тренд» отдают свои деньги более успешным. Закрываем сделки, анализируем рынок, ставим отложенники и ждем. Чем ближе разворот, тем больше участников начинают открывать (внешне нелогичные) сделки в направлении нового тренда.
- Новый тренд
Рынок начинает «видеть» новое направление и работает по аналогичной схеме. Ждем пробоя, входим и держим сделки до новой консолидации.
Для трейдера важно четко понимать, в какой фазе находится рынок данный момент, чтобы не ошибиться с направлением, то есть:
- на уровнях избытка предложения фиксируем покупки и не открываем новые, ищем точку входа для продаж;
- в зоне сильного спроса закрываем продажи и ждем момента для покупки.
Определение фаз тренда весьма относительно, рынок может развернуться в любой момент под влиянием фундаментальных или иных форс-мажорных факторов.
Тренд и торговые объемы
Анализ объемов считается необходимым элементом теории Доу, что на современном рынке особенно важно. Резкий бросок цены при малом объеме может быть вызвано спекулятивными, чаще всего нерыночными, факторами, которые не способны сломать текущий тренд, но давят на психику трейдера.
Если же движение цены происходит в присутствии на рынке стабильно высоких объемов, то ситуацию можно считать реальным «рыночным мнением», а текущую тенденцию – устойчивой. В таком случае мелкий участник может двигаться по тренду вместе с крупным капиталом и тогда шанс заработать значительно повышается.
Четкой информации о торговых объемах спот-активов Форекс в обычном терминале нет, но можно пользоваться реальными объемами по аналогичным фондовым активам. В бинарных опционах своих объемов нет, приходится также оперировать биржевыми данными.
Принципы и проблемы трендовой торговли
Для начинающих трейлеров трендовая торговля кажется наиболее простой: на бычьем тренде – торгуем только в BUY, в нисходящем канале − только SELL, во флэте возможны и покупки, и продажи. Какие бы индикаторы или методы не использовала трендовая стратегия, она должна учитывать таймфрейм и конкретные свойства торгового актива.
Как пример – методика для коротких периодов внутри достаточно широкого канала может использовать сделки на откате с небольшим StopLoss, но среднесрочная стратегия на пробой и дальнейшее движение по тренду должна выдерживать серьезные просадки и стоп-лосс придется увеличить. Чем дольше длится текущий тренд, тем больший потенциал будущего разворота.
В начале тенденции (переход от фазы 1 к фазе 2) очень важно не опоздать со входом. Открываться непосредственно в момент пробоя консолидации опасно, но попасть в рынок нужно как минимум в первой трети всего диапазона нового тренда – тогда успеете заработать и закрыться до того, как цена начнет консолидироваться перед разворотом.
Несмотря на общие правила, каждый трейдер видит тренд индивидуально, например, на линии тренда построенного на разных типах цен моменты пробоя или отката не совпадают. Но умение вовремя «увидеть» и правильно оценить фазу развития тренда позволяет грамотно составить торговый план и принимать оптимальное торговое решение.
Поделитесь своим опытом и аргументами за и против трендовой торговли – ваше мнение очень важно и для нас.